градуал
21АНТИФОНАРИЙ — [лат. antiphonarius [liber, libellus], antiphonarium или antiphonale [libellum], в лат. традиции богослужебная певч. книга, содержащая песнопения суточного круга (см. Оффиций). В отличие от Бревиария, включающего весь текст оффиция без мелодий, и …
22ДАНИЯ — [Королевство Дания; дат. Kongeriget Danmark], гос во на севере Европы. На западе омывается Северным м., на востоке Балтийским м., прол. Скагеррак отделяет Д. от Норвегии; проливы Каттегат и Эресунн (Зунд) от Швеции; на суше Д. граничит с… …
23Псалмы — Псалтирь, Псалтырь (греч. psalmói; древнеевр. название П. тегилим хваления; псалтирь, греч. psalterion название струнного музыкального инструмента), произведения иудейской религиозной лирики. Термин «П.» (или «Псалтырь») обычно… …
24Анерио — (Anerio) итал. музыканты, братья. Джованни Франческо А. (1567, Рим 11 VI 1630, Грац) композитор. В 1575 79 пел со своим братом Феличе А. в соборе св. Петра в Риме (хором руководил Палестрина). В 1600 03 рук. капеллы св. Джованни при… …
25Месса — (франц. messe, от позднелат. missa, от лат. mitto посылаю, отпускаю; итал. messa, нем. Messe, англ. mass) как муз. жанр циклич. вокальное или вокально инструментальное произв. на текст определённых разделов одноим. главного богослужения… …
26Нотопечатание — полиграфич. размножение нот. Потребность в Н. возникла вскоре после изобретения книгопечатания (ок. 1450); среди первопечатных изданий преобладали церк. книги, во многих из к рых приводились мелодии песнопений. Первоначально для них… …
27Органум — (позднелат. Organum, от греч. organon инструмент, орудие) общее наименование неск. наиболее ранних видов европ. многоголосия (кон. 9 сер. 13 вв.). Первоначально О. назывался только сопровождающий голос, позднее термин стал обозначением… …
28Псалмы — (от греч. palmos хвалебная песнь, первонач. бряцание по струнам, пение под аккомпанемент струн. инструмента) гимны, евр. религ. поэзии. П. появились в период от Моисея (13 в. до н.э.) до первого собирателя священных книг Ездры (5 в. до… …
29Респонсорий — (позднелат. responsorium, от лат. respondeo отвечаю) в католич. богослужении повторяющаяся строфа (рефрен), к рую община поет в ответ на строфу, исполненную солистом (священником), а также обозначение самого песнопения, складывавшегося из …
30Средневековые лады — правильнее церковные лады, церковные тоны ( лат. modi, toni, tropi; нем. Kirchentцne, Kirchentonarten; франц. modes grйgoriens, tons ecclйsiastiques; англ. church modes), наименование восьми (на исходе эпохи Возрождения двенадцати)… …