многоголосие

  • 111Нидерландская музыка —         Под Н. м. принято понимать муз. культуру, развивавшуюся до кон. 16 нач. 17 вв. па территории т. н. Нидерландов исторических (совр. Нидерланды, Бельгия, Сев. Вост. Франция, Люксембург); с кон. 16 нач. 17 вв., т. е. со времени нац.… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 112Одноголосие —         один из осн. способов изложения в музыке, характеризующийся ограничением одной мелодич. линией. В условиях О. понятие муз. произв. как целого тождественно понятию мелодии. Очень близки, во многом и тождественны понятия О. и монодия; их гл …

    Музыкальная энциклопедия

  • 113Партесное пение —         (от позднелат. partes голоса, мн. ч. от лат. pars часть, участие, в переносном смысле хоровая партия) стиль рус. и укр. многоголосной хор. музыки. П. п. было перенесено в Россию с Украины в сер. 17 в., официально утвердилось со времени… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 114Перотин —         (Perotin, Perotinus) франц. композитор кон. 12 1 й трети 13 вв. В совр. ему трактатах именовался мастер Перотин великий (кто именно имелся в виду, точно неизвестно, т. к. было неск. музыкантов, к к рым можно отнести это имя). П. развил… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 115Свободный стиль —         свободное письмо (нем. freier Satz, harmonischer Kontrapunkt).         1) Понятие, объединяющее в историческое целое полифония, музыку (см. Полифония) разл. творч. направлений, пришедшую на смену строгому стилю полифонии эпохи Высокого… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 116Словацкая музыка —         Начало развития С. м. связано с ранним периодом истории зап. славян и культурой Великоморавской империи (9 нач. 10 вв.), на территории к рой сталкивались зап. и вост. влияния. Муз. фольклор богат песенными жанрами (лирич., эпич., бытовые …

    Музыкальная энциклопедия

  • 117Средневековые лады —         правильнее церковные лады, церковные тоны ( лат. modi, toni, tropi; нем. Kirchentцne, Kirchentonarten; франц. modes grйgoriens, tons ecclйsiastiques; англ. church modes), наименование восьми (на исходе эпохи Возрождения двенадцати)… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 118Строчное пение —         вид др. рус. церк. многоголосия. Участники хора не разделялись на партии по регистровому или тембровому признакам, изложение было 2 , 3 голосное (отсюда термин троестрочное пение ) и редко 4 голосное. Голос, ведущий осн. мелодию, занимал… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 119Трезвучие —         (лат. trias, нем. Dreiklang, англ. triad, франц. triple accord).         1) Аккорд из трёх звуков, к рые могут быть расположены по терциям. Возможны 4 вида Т.: два консонантных мажорное (также большое, твёрдое , trias harmonica maior,… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 120Фуга —         (лат., итал. fuga, букв. бег, бегство, быстрое течение; англ., франц. fugue; нем. Fuge).         1) Форма полифонич. музыки, основанная на имитац. изложении индивидуализированной темы с дальнейшими проведениями (1) в разных голосах с… …

    Музыкальная энциклопедия