первооснова

  • 71Экгарт Мейстер — (Meister Eckhart) выдающийся немецкий мистик богослов. Родился около 1260 г., вероятно, в Тюрингии. Поступил в ранней юности в доминиканский орден; учился в Кельнской высшей школе, где еще царил дух Альберта Великого († 1280 г.). После… …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 72абсолю́т — а, м. В идеалистической философии: вечная, неизменная первооснова всего существующего (дух, идея); в религии божество. философский идеализм есть одностороннее, преувеличенное развитие (раздувание, распухание) одной из черточек, сторон, граней… …

    Малый академический словарь

  • 73субста́нция — и, ж. 1. филос. Объективная реальность, материя как первооснова, сущность всех вещей и явлений. Материальная субстанция. Духовная субстанция. Познаваемость субстанции вещей. □ надо углубить познание материи до познания (до понятия) субстанции,… …

    Малый академический словарь

  • 74МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН — (Markus Aurelius Antoninus; 121 180) римский консул (с 140), римский император династии Антонинов (161 180), философ, представитель позднего стоицизма. Автор мемуаров ‘Наедине с собой. Размышления’. Бог у М.А.А. первооснова всего сущего, мировой… …

    История Философии: Энциклопедия

  • 75МАТЕРИЯ — (лат. materia вещество) философская категория, которая в материалистической традиции (см. МАТЕРИАЛИЗМ) обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Данное… …

    История Философии: Энциклопедия

  • 76ПОЗИТИВНЫЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ — (‘Un positivo esistenzialism’, 1948) работа Аббаньяно. Экзистенциализм трактуется не как ‘философия отчаяния’, сосредоточившаяся на кризисных состояниях человеческого существования, но как ‘позитивная’, дающая возможность человеку осуществить… …

    История Философии: Энциклопедия

  • 77СУБСТАНЦИЯ — (лат. substantia сущность, нечто, лежащее в основе) философское понятие классической традиции для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития. С. неизменна в отличие от перманентно меняющихся… …

    История Философии: Энциклопедия

  • 78ЯН И ИНЬ — взаимносопряженные понятия древнекитайской философской школы даосизма, а также китайский символ двойственного распределения сил, включающий активный или мужской принцип (Я.) и пассивный, или женский, принцип (И.). Обладает формой круга,… …

    История Философии: Энциклопедия

  • 79ЯН — и ИНЬ взаимносопряженные понятия древнекитайской философской школы даосизма, а также китайский символ двойственного распределения сил, включающий активный или мужской принцип (Я.) и пассивный, или женский, принцип (И.). Обладает формой круга,… …

    История Философии: Энциклопедия

  • 80ИНЬ — ЯН и ИНЬ взаимносопряженные понятия древнекитайской философской школы даосизма, а также китайский символ двойственного распределения сил, включающий активный или мужской принцип (Я.) и пассивный, или женский, принцип (И.). Обладает формой круга,… …

    История Философии: Энциклопедия