с+распевом

  • 71«ДОСТОЙНО ЕСТЬ» — [греч. ῎Αξιόν ἐστιν; слав. ], одно из наиболее известных правосл. песнопений во имя Пресв. Богородицы. Текст «Д. е.» представляет собой развернутую похвалу Богородице и состоит из 2 частей, приписываемых разным гимнографам: припева величания …

    Православная энциклопедия

  • 72ДРОБНОЕ ЗНАМЯ — Лицо кулизма большая из первой Евангельской стихиры большого распева. Тайнозамкненная запись (ГИМ. Епарх. № 184. Л. 229, кон. ХV нач. XVI в.) и развод дробным знаменем (ГИМ. Син. певч. № 135. Л. 272, кон. XVII в.) Лицо кулизма большая из первой… …

    Православная энциклопедия

  • 73ЖИРОВИЦКИЙ (ЖИРОВИЧСКИЙ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ — в пос. Жировичи (прежде русифицированное наименование Жировицы) Слонимского р на Гродненской обл. (Белоруссия). Находится под непосредственным управлением Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Слуцкого. Древняя легенда… …

    Православная энциклопедия

  • 74ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ — [знаменный роспев, знаменное пение, крюковое пение], основная певческая традиция Др. Руси. Получил распространение после принятия христианства и поныне сохраняется в богослужебном пении. Понятие «знаменное пение» впервые встречается в текстах сер …

    Православная энциклопедия

  • 75ИВАН ПРОКОПЬЕВ (ПРОКОФЬЕВ) КОНЮХОВСКИЙ — (? лето 1654, Москва), государев певчий дьяк. С марта 1635 г. упоминается как певчий нижник 2 й станицы царского хора с годовым окладом сукном в 5 р. (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. № 92. Л. 128). Ежегодно в 1635 1641 гг. и 1646 г. дополнительно получал… …

    Православная энциклопедия

  • 76ИЗДАТЕЛЬСТВА И ИЗДАНИЯ ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ — гос., церковные и частные орг ции в России и др. странах, выпускавшие печатные издания правосл. церковных песнопений, и их публикации. В России в XVII нач. XX в. В XVII в. издание крюковых певч. книг в России не состоялось ни в 1652 г., когда… …

    Православная энциклопедия

  • 77БОГОРОДИЧЕН, Б. ДОГМАТИК — песнопение в честь Пресв. Богородицы. Поются догматики на вечерне и имеют над собою надписание гласа. По напеву д. исполняются или обычным, или же большим знаменным распевом. В последнем д. представляют собою замечательные образцы древнего… …

    Музыкальный словарь Римана

  • 78БОЛГАРСКИЙ РАСПЕВ — известен в русской церкви только с XVII в.; он принесен к нам певцами болгарами с Аеона через юго западную Русь в начале XVII в., когда певцы киевских и других южных братств были приглашаемы в Москву в качестве лучших исполнителей церковного… …

    Музыкальный словарь Римана

  • 79ГРЕЧЕСКИЙ РАСПЕВ — – в истории русского церковного пения имеет два вида: 1) древнейший, известный из безлинейных рукописей – кондакарей, употреблявшихся от конца XI до XIV в. и 2) позднейший, известный из линейных нотных книг XVI–XVIII в. Первый до… …

    Музыкальный словарь Римана

  • 80ИРМОЛОГИЙ — нотного пения заключает в себе ирмосы, т.е. первые тропари (См.) каждой из 9 песен канона, всех осьми гласов, что составляет полный круг ирмосов на весь год. Таким обр. и. делится на 8 частей, в свою очередь каждая часть делится на 9 отделений по …

    Музыкальный словарь Римана